Четверг, 25.04.2024, 18:58
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Образование [10]
Наш опрос
1. Удовлетворены ли Вы качеством и полнотой информации о лицее №5 на сайте сети Интернет?
Всего ответов: 701
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта

Телефон лицея:
(47467) 2-46-35
Адрес:
399774, г. Елец,
ул. Спутников, д.9.



Главная » Статьи » Образование

Сопровождение одарённых детей

Сопровождение одарённых детей в условиях функционирования

 современной оценки качества образования в МОУ лицее №5

 

Мяликова Елена Викторовна,

МОУ лицей №5 гльца

 

В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.

Образовательная стратегия «Наша новая школа», инициированная Президентом РФ Д.А. Медведевым, аккумулировала лучшие педагогические идеи эпохи модернизации образования, которые просматриваются также и в работе лицея № 5, и реализация которых была отмечена двумя президентскими грантами и одним региональным в рамках ПНП «Образование».

 «Наша новая школа» предполагает «выстраивание разветвленной  системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности».

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.

В лицее сложилась система поиска ОД. В локальной сети имеется «Банк ОД», который создан и пополняется благодаря психологической службе, включающей раннюю диагностику  памяти, воображения, логического мышления детей.

«Банк ОД» включает в себя детей с  шестилетнего возраста, способных к интеллектуальному труду, с признаками специальной одаренности в определенной области наук, высокомотивированными к умственному труду, а также детей с высокими творческими, физическими и лидерскими способностями.

«Банк ОД» пополняет информация о детях, которые зарекомендовали себя в олимпиадном движении со 2 класса, во Всероссийском Занковском марафоне во 2-4 классах, в творческих и спортивных конкурсах. Для «Банка ОД» изучается также дополнительное дистанционное образование лицеистов и самоуправление.

 Поддержка ОД базируется в лицее № 5 на условиях организации  интеллектуальной, творческой, спортивной деятельности детей с учетом созданной материально-технической базы.

Информация, содержащаяся в банке, необходима администрации для управления работой педагогов входе подготовки к олимпиадам.

Предметные олимпиады школьников являются составляющей системы общего образования и неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Банк ОД позволяет учителям лицея не потерять ученика, способного и мотивированного. Из 40 призовых мест во II этапе всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году - 19 мест (около 50%) приходится на учащихся 10-11 классов.

Поддержка ОД заложена в образовательной программе лицея, куда входят лицейские рабочие программы элективных курсов и предметов, рабочие программы интеллектуальных занятий с ОД (со 2 по 11 класс), программы лицейских занятий по творчеству, физическому развитию, договоры с социальными партнерами, коими являются университет имени И.А. Бунина, учреждения дополнительного образования гльца и Липецкой области, ЕГОО «Добрыня».

Невозможна поддержка одаренности без материально-технической базы, в которую входят наша инновационно-ресурсная база на основе ИКТ, микролаборатории, лицейский музей «Малая Русь», теплица, библиотека, тренажерные залы, кабинет ГИБДД, танцкласс.

Наш опыт показывает, что в настоящее время должно происходить движение от рационально-знаниевой, технократической парадигмы образования к методам развития способностей личности, основанных на стимулировании потребности в саморазвитии и самообучении, к духовному развитию на протяжении всей жизни человека. Наш лицей уверенно переходит от технологических методов работы к общеличностным, в которых сам ребенок является не только целью работы, но и её полноправным участником, субъектом своего развития.

Работа с одарёнными и детьми с повышенной мотивацией к обучению важна, трудоёмка и наукоёмка. И здесь мы видим необходимой помощь нашего университета. Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист, готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Преподаватели, аспиранты, студенты могли бы осуществлять такую тьюторскую поддержку лицеистов, занимающихся подготовкой к олимпиадам, ведением учебно-исследовательской и проектной деятельности. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации.

Опыт тьюторской поддержки в рамках социального партнёрства  с ЕГУ имени И.А.Бунина имеют многие преподаватели университета. Так, к.т.н. инженерно-физического факультета университета Сливинский Евгений Васильевич руководит изобретательской деятельностью старшеклассников уже 4 года. Два ученика, Добрин Александр и Карпачев Алексей получили патенты на изобретения.

К.х.н. Стекольников Юрий Александрович открыл для наших старшеклассников двери лабораторий университета.

К.ф.н. Охотникова Галина Павловна ведёт проектную деятельность с учащимися, начиная с 7 класса.

 

Анализ занятости лицеистов в проектной деятельности с учётом

социального партнёрства с ЕГУ имени И.А. Бунина

 

Класс

Количество учащихся

% занятости в проектной деятельности

% занятости через социальное партнёрство

Название

 подразделения ЕГУ имени

И.А. Бунина

1-4

440

16% (70 чел.)

-

-

5-9

563

62% (347 чел.)

4% (20 чел.)

Кафедра химии, руководитель Стекольников Ю.А.

10-11

140

100%

2% (3 чел.)

СКБ инженерно-физического факультета, руководитель Сливинский Е.В.

лицей

1143

49% (557 чел.)

6% (23 чел.)

 

Ещё одним из возможных вариантов тьюторской помощи, на наш взгляд, может стать совместная проектная деятельность учащихся и студентов. Формы взаимодействия и сотрудничества, при этом, чрезвычайно разнообразны: руководство кружками, творческими объединениями, научными обществами учащихся, проведение индивидуальных творческих занятий со школьниками. Кроме того, неформальные отношения, интеллектуально и эмоционально насыщенная атмосфера творческого поиска порождают у детей вдохновение, ощущение собственной значимости, состояние жизнерадостности, потребности в работе и общении. Студенты, как правило, не обращают особого внимания на прошлый негативный багаж учащихся, и для школьников открываются перспективы реального самоутверждения в совместных со старшими делах. Это дает возможность обнаружить и позитивно оценить те стороны личности школьника и его деятельности, которые не замечаются учителями и родителями. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Перефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, "кто знает больше", становятся теми, "кто знает лучше".

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность в лицее является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения,  вместе с тем качественно углублять свои  знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социальнозначимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

Инновационно-ресурсная база информатизации в лицее создала условия, о которых говорил Президент РФ «для личностного роста учеников». Так, для 55% лицеистов они созданы для занятий проектной и исследовательской деятельностью в лицее.

Предметом обсуждения февральского педагогического совета совместно с представителями кафедр ЕГУ имени И.А. Бунина стали  перспективы участия лицеистов в НПК факультетов.

 

Перспективы участия лицеистов в НПК

ЕГУ имени И.А. Бунина  в 2010 году

п/п

Факультеты ЕГУ имени И.А. Бунина

Количество учащихся

1

Исторический

6

2

Юридический

2

3

Сервис и туризм

4

4

Инженерно-физический

7

5

Физико-математический

10

6

Сельскохозяйственный

20

7

Иностранных языков

5

8

Психологический

3

 

57 наших учеников готовятся к участию в университетской конференции.

Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

 

Категория: Образование | Добавил: лицей_5 (26.03.2010)
Просмотров: 2666 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • ЕГУ имени И.А. Бунина
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Весь Елец
  • Инструкции для uCoz
  • МБОУ "Лицей №5 г.Ельца" © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz